Как Полтавский аэродром Рузвельта встречал и прощался со стратегическими бомбардировщиками

Во Вторую мировую на Полтавском военном аэродроме проходила секретная операция советско-американских войск, сейчас же аэродром стал кладбищем для самолетов

Как Полтавский аэродром Рузвельта встреч…

Бомбардировщики СУ-15, Ту-95, ТУ-22КП, Ту-160 совершили последнюю посадку на военном аэродроме в Полтаве. Больше им не развернуть крылья над полтавским небом, ведь после отказа от ядерного оружия двигатели бомбардировщиков залили цементом, другие важные детали повредили. Сейчас взлетно-посадочные полосы аэродрома забыли рев моторов, время замело последствия операции "Френтик" во времена Второй мировой войны, а стратегические истребители хранятся только в Музее дальней авиации. О былом величии и нынешней тишине аэродрома узнавали корреспонденты Depo.Полтава.

Первая совместная операция советско-американских войск – "Френтик"

Як у Полтаві різали на брухт авіаційні бомбардувальники та чому їх продали Росії - фото 1

История Полтавского аэродрома началась в 1920-х годах. До 1924 года в Полтаве построили авиабазу для подготовки личного состава частей Красного Воздушного флота. В годы Второй мировой немцы не только не разрушили инфраструктуру аэродрома, но и активно его использовали для размещения своих Хейнкель-111.

В 1944-1945 годах аэродром использовался союзными войсками в секретной операции. "Френтик" – кодовое название общей советско-американской военной операции с движением американских бомбардировщиков по треугольнику Англия - Италия - Полтава в июне-сентябре 1944 года с целью авиационных ударов по важным и промышленных объектах Германии. За несколько месяцев союзные воздушные силы совершили семь авианалетов на стратегические объекты Германии. В частности был нанесен удар по железнодорожному узлу Дебрецен, осуществлен массовый налет на Берлин.

Долго скрывать аэродром от немецкой разведки не удалось. В ночь с 21 на 22 июня 1944 года 122 "Хейнкели" нанесли сокрушительный удар по аэродрому. В результате бомбардировки были уничтожены 44 "Летающие крепости" союзников, один истребитель Р-38 Lightning, два транспортных С-47, 25 советских самолетов различных типов, серьезно повреждены взлетно-посадочные полосы. Потери в ночь с 21 на 22 июня стали крупнейшими для американской стратегической авиации за всю Вторую мировую войну. Поражение значительно охладило отношения союзников. Следующие пять авианалетов на базы Германии осуществлены без участия Полтавского аэродрома.

Рузвельт в Полтаве

Як у Полтаві різали на брухт авіаційні бомбардувальники та чому їх продали Росії - фото 2

Издание "В сводках об этом не сообщалось... Полтавский музей авиации и космонавтики" уверяет, что накануне Ялтинской конференции на Полтавской авиабазе побывал президент США Франклин Рузвельт. Никаких документальных подтверждений этого события нет, и если визит президента США в Полтаву имел место, то осуществлен он вполне тайно.

И все-таки Рузвельт в Полтаве был, но немножко другой. Эллиот Рузвельт, сын американского президента, с целью организации операции "Френтик" 15 мая 1944 года прилетал на военную авиабазу Полтавы.

Восстановление авиамогущества и слезы военных при утилизации бомбардировщиков

Послевоенный военный аэродром в Полтаве покоя не знал. Взлетно-посадочные полосы отремонтировали, военную технику завезли, аэродром опять стал важным стратегическим объектом. На авиабазе дислоцировались бомбардировочные дивизии. В 1949 году Кировоградско-Будапештский бомбардировочный авиационный полк, который располагался на авиабазе, получил на вооружение тяжелые бомбардировщики Ту-4, а в 1955 году - реактивные бомбардировщики Ту-16. С 1977 года авиабаза приняла Ту-22М3 с авиаракетным комплексом Х-22М.

С обретением Украиной независимости военная авиационная техника начала подчиняться Воздушным Силам Украины. Но ненадолго: присоединившись к клубу неядерных государств в 1992 году, Украина отказалась от стратегической авиации. В 2000 году расформировали 13-ю дивизию в Полтаве, а 185-й полк переформировали в авиабазу, которая просуществовала до 2007 года. В феврале 2006 года, в соответствии с Лиссабонским протоколом и Масандровским соглашением о принципах утилизации ядерного оружия, на полтавском аэродроме разрезали последний Ту-22М3. Ту-160, названный в народе "Белый лебедь", продали России, а что не удалось продать, порезали на металлолом. Таким образом завершилась история стратегических бомбардировщиков и истребителей на авиабазе в Полтаве. Военные с горечью вспоминают утилизацию самолетов и без стеснения рассказывают, что не одну слезу проронили, наблюдая за последним полетом "Белого лебедя".

Впрочем, военный конфликт на Востоке Украины возобновил авиабазу в Полтаве. В 2014 году создана 18-я отдельная бригада армейской авиации. По словам командира воинской части 2673 Полтавского военного аэродрома Сергея Иващенко, на вооружение поступило четыре вертолета, планируется переброска штурмовиков ближнего действия СУ-25. Аэродром снова превращен в военный объект.

Музей дальней авиации

После отказа Украины от стратегической авиации небольшое количество самолетов все же удалось сохранить. По инициативе бывших военных летчиков в 2007 году на территории авиабазы создан Музей дальней авиации, экспонатами которого стали те самые самолеты, которые подлежали уничтожению.

Як у Полтаві різали на брухт авіаційні бомбардувальники та чому їх продали Росії - фото 3

Небольшой самолет СУ-15, истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов, долгое время составлял основу ПВО СССР. Самое известное "приключение" с участием Су-15 произошло в 1983 году, когда Су-15 сбил южнокорейский пассажирский самолет Боинг 747. По некоторым сведениям, опасный маневр этой машины также стал причиной гибели Гагарина в 1968 году.

Як у Полтаві різали на брухт авіаційні бомбардувальники та чому їх продали Росії - фото 4

Ту-95 - один из самых быстрых винтовых самолетов, ставший символом холодной войны. Последний в мире принятый на вооружение серийный турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоноситель. Последняя модификация этого самолета предназначена для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. Он один из самых шумных самолетов в мире, его засекают даже гидроакустические системы подводных лодок.

Як у Полтаві різали на брухт авіаційні бомбардувальники та чому їх продали Росії - фото 5

Ту-22КП. Дальний сверхзвуковой бомбардировщик, носитель противолокационных ракет.

Як у Полтаві різали на брухт авіаційні бомбардувальники та чому їх продали Росії - фото 6

Жемчужиной коллекции является тот же Ту-160 "Белый лебедь" - самый крупный и мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет. Оснащен изменяемой геометрией крыла и имеет наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлетную массу.

На авиабазе в Прилуках в 1991 году были сгруппированы 19 самолетов Ту-160. После распада Советского Союза самолеты перешли к Воздушным Силам Украины. В 1999 году восемь "Белых лебедей" отдали россиянам, как долги за газ. Еще девять самолетов утилизировали, один "Ту-160" удалось оставить в Музее дальней авиации в Полтаве. Пока это единственный "Белый лебедь" в Украине, однако он больше никогда не взлетит, поскольку двигатели залили цементом, а жизненно важные детали повредили.

Як у Полтаві різали на брухт авіаційні бомбардувальники та чому їх продали Росії - фото 7

ТУ-22М3. Дальний сверхзвуковой ракетоноситель-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. В 2003 году его сняли с вооружения в Украине, а до 2006 года несколько десятков самолетов порезали на металлолом. Этот самолет – единственный ТУ-22М3, который остался на территории Украины.

Местные полтавчане рассказывают легенду, как во время утилизации полтавские пилоты ночью переправили два бомбардировщика на территорию Российской Федерации, чтобы спасти их от уничтожения. Руководители обоих государств, чтобы избежать мирового скандала, "на скорую руку" оформили договор покупки истребителей. Пилоты тоже остались на постоянное место жительства на России.

Сейчас о былом величии авиабазы напоминают лишь экспонаты Музея дальней авиации. Военные с грустью смотрят на поврежденные сверхмощные истребители, а посетители музея испытывают немалую мощь в руках, сидя за штурвалом знаменитого "Белого лебедя". Нередко экскурсии проводит директор музея, полковник запаса Валерий Верескул.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Полтава

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme