Тихие мысли о наших котиках: Как две недели незаметно изменили мир украинского кино

В течение непродолжительного времени журналист Depo.ua просмотрел все украинские ленты, которые попались ему в широком прокате. И остался, к удивлению, доволен

Тихие мысли о наших котиках: Как две нед…

Меня не назвать ярым киноманом: на сеансы я хожу периодически, по порыву души, и не очень (скорее очень не) тщательно слежу за новинками. Однако украинские ленты и реакция на них вызывают интерес, даже если не добираюсь до просмотра. Мне интересно, как они меняются. И по результатам импровизированной кинонедели, на протяжении которой я "залпом" просмотрел "Экс", "Преданную", "Наших котиков" и "Мысли мои тихие", могу уверенно сказать: мне наконец нравится то, что вижу. Даже больше: я в восторге!

Недооцененная стрельба по-галицки

"Экс" – фильм режиссера Сергея Лысенко, заявленный как исторический криминальный боевик. В основе сюжета – реальные события, а именно - налет юных боевиков Украинской военной организации на почтовое отделение в Гродеке-Ягелонском, ныне Городке Львовской области. В далеком 1932-м. Участники, разумеется, были казнены, однако случай получил широкую огласку и привлек внимание к положению украинского населения на территории тогдашней Польши.

Определенная "тарантиновщина" со стрельбой, кровью и случайными жертвами в фильме действительно есть – это отметили многие "рецензенты из соцсетей". Но мне он запомнился другим – хорошо и неполиткорректно переданным колоритом межвоенной Галичины, "вкусным" галицким же говором и неполиткорректными шутками. "Зуб даю!" – "Ты слышал? Зуб дает!" – "Надо брать..."

Я могу пройтись по определенным "косякам" этой ленты, вспомнить про определенную недоработанность сюжетных линий или патриотический пафос речи, обязательную составляющую голливудских героических блокбастеров, которая "не заходит" и даже напрягает. Но несмотря на все, я – лояльный зритель, который оценивает прежде всего тенденцию, соотношение "недоработок" и "достижений". И здесь она точно в пользу последних.

"Экс" – фильм, недооцененный зрителем. Он хорошо снят и хорошо сыгран. Его, черт побери, весело и интересно смотреть – а скучность просмотра украинского кино до недавнего времени была вечным страхом, который обычно подтверждался. Поэтому очень грустно, что промоушинг у ленты был никакой. Фильм фактически отсутствовал в информационном пространстве: я и попал на него случайно, наугад зайдя в кино и взяв билет на ближайший сеанс. Соответственно, и прокат у него короткий, и количество сеансов куцее, и результаты, видимо, будут соответствующими. Хотя, казалось бы, есть же пример той же "Сторожевой заставы", которая с "Эксом" и рядом не стояла, но имела такую информационную кампанию, что не пойти на нее было грехом. Можно же было "захватить" отделения "Укрпочты", провозгласить там речь об "экспроприации на дело украинской революции", разбрасывать по улицам межвоенные польские деньги, насладиться "горением" пророссийских информпомоек и получить неплохой интерес к премьере. Но нет.

Наслаждение для глаз и легкая эротика

"Преданная" – лента Кристины Сиволап по роману Софии Андрухович "Феликс Австрия", который в 2014 году стал книгой года по версии ВВС. События происходят во времена Австро-Венгрии в Станиславе, нынешнем Ивано-Франковске. Это – неспешное повествование о жизни служанки и ее госпожи, которые то названные сестры, то рабыня и хозяйка, то лучшие подруги, то злейшие враги...

Я шел на "Преданную" с очень осторожными ожиданиями, ведь услышанные отзывы были не очень обнадеживающими. Мол, игра актеров "дубовая", не интересно. Ну, думаю, очередное украинское поэтическое кино, что поделаешь... А вот и нет!

По актерской игре фильм действительно похож на кино-спектакль – она достаточно, скажем так, сдержанная. Видно, что отрабатывают старательно, а "огонька" нет. Но это – самая большая претензия, которую можно предъявить ленте. Ибо что касается прочего... Во-первых, это киноповествование прекрасно выдержано – история течет умеренно и плавно, не напрягая и, одновременно, не давая заскучать, а для этого надо иметь талант. Во-вторых, радует подбор актеров: "колхозные ряхи" в роли "аристократии" и "богемы" всегда были проблемой советского, а затем постсоветского – читай, российского, ибо другого в Украине не было – кино. Ну, не может какой-то Охлобыстин сыграть Доктора Хауса, Светлаков – Джеймса Бонда, а "квартальный" – британского пера. В "Преданной" все актеры на своих местах, персонажам веришь, они не вызывают отторжения.

Главное же – этот фильм чрезвычайно, безумно красив. На него стоит пойти хотя бы ради картинки. Следить за развитием событий и эстетически наслаждаться, ловя определенные параллели, например, со старой доброй "Амели", но не сильно на них зацикливаясь. А принимая во внимание то, что это дебютная полнометражная работа режиссера, еще и довольно быстро снятая и выпущенная, то Кристину Сиволап можно поздравить. Это – роскошный результат.

Шутки о том, о чем шутить нельзя

"Это кто такие?" – "Туристы" – "Какие туристы?" – "Мертвые..."

"Наши котики" – фильм Владимира Тихого, кинокомедия о приключениях добровольцев в зоне АТО. С элементами мистики. В отличие от "Экса", "Котики" были прекрасно распиарены. Их ждали. И, очевидно, это в определенной степени сыграло с ними злую шутку, ведь воспринял их рядовой зритель, судя по отзывам в соцсетях, довольно прохладно. "Не смешно" – и все тут!

И это правда... почти правда. Потому что на самом деле отзывы, по крайней мере в моем кругу, разделились на две группы. Гражданские зрители недовольно бухтят. Те, кто имел дело с фронтом, хвалят – им фильм и его шутки "зашли", они их поняли.

Ситуация с юмором в фильме и правда странная. Он там есть. Он ироничен. Он там с первых минут. Он соответствует формату фильма – а это не просто неполиткорректная, как заявлено создателями фильма, а гротескная, пародийная комедия. Которую не надо смотреть с позиций "прилизанности" картинки и "крутости" спецэффектов, ведь это скорее киноверсия неприхотливых армейских баек. Так вот, несмотря на все это, действительно на протяжении половины фильма не можешь воспринять ироничность картинки. И только под конец присутствующая публика "настраивается", расслабляется и начинает хохотать. Этому, к слову, очень способствует, если среди зрителей в разных уголках зала есть пара-тройка особенно смешливых, которые будут "разогревать" своим смехом соседей, пока другие "тупят". И после этого уже кажется, что и начало ленты воспринималось бы иначе, если бы был соответствующий настрой.

И еще два нюанса. Сюжетная линия в "Котиках" неприхотлива, как и положено гротеску, но цельная, органическая. Разрывов в восприятии, как это часто бывало в других лентах, не наблюдается. И уже совсем "плюс-плюс" – за подбор актеров и персонажей. Они идеальные и очень удачные. Возможно даже лучшее, чем во всех четырех лентах. Путин, Губарев, Владислав Юрьевич, российский генерал Тодуров (видимо, привет от одного из продюсеров фильма Ульяне Супрун) "независимая журналистка" с характерными левацкими "заявочками" и верой, что с той стороны "тоже люди" – все прекрасно подобраны и радуют ухо и глаз. И еще: несмотря на непритязательность сюжета, снят и смонтирован фильм супер. Поэтому меньше сомнений, больше купленных билетов!

Родители и дети с закарпатским акцентом

"Мои мысли тихие" Антонио Лукича – безусловный фаворит нынешнего проката. Он идет уже третью неделю, и до сих пор собирает полные залы и восторженные отзывы. До выхода его ждали как комедию. После премьеры стало понятно, что это если и комедия, то с приставкой "траги-".

Этот фильм многогранен. Если предыдущие киноистории "отстранены" для зрителя, то "Мысли" – это уже о нем, причем как о старшем, так и о молодом. Про обиды и страх. О терпениях и мечтах. О наболевшем, не сказанном и о том, что никогда сказано не будет.

Очень удивляют возмущенные вопли, мол, как же так – закарпатцев выставили в неприличном свете, посмели насмехаться над ними. Во-первых, где там "насмешка"? Обыгрывание говора? Так он красив и колоритен. Пограничная контрабанда? Так она есть, куда же без нее, люди так поколениями живут, и очень неплохо. Кумовство и подозрительность к чужакам? Так и они реальны. Даже больше – это есть в каждом отдаленном районе страны, тем более пограничном. Потому что там чужих не надо, а свои разберутся.

Во-вторых, закарпатцы остротой слова и самоиронией еще другим фору дадут, так что вряд ли за них стоит переживать. Если понадобится, то отшутятся так, что мало не покажется. А в-третьих, умение посмеяться над собой – чрезвычайно важное для общества, указывает на его здоровье. Или хотя бы способность к этому.

И уж совсем не понимаю тотального и безусловного восторгания "Мыслями" при фырканье на "Котиков". На обоих фильмах залы "разогреваются" постепенно – под конец, а в начале лишь наблюдают, изредка хихикая (на "Мыслях", следует признать, больше). Обе ленты пропитаны иронией, причем весьма специфической, одна – армейской, вторая – региональной. Но, по мнению некоторых, "Мысли" почему-то "смешные", идти всем и немедленно, а "Котики" – нет, "ждали большего". Это не так. Эти ленты - разные. Но достойные – обе. И, к слову, не верьте тем, кто скажет, что "Мысли" – самое смешное кино в нынешнем украинском прокате. Это не так. Самое Смешное – "Экс".

И подведем итоги. А они очень обнадеживающие. Потому что все четыре фильма имеют несколько общих черт. В них исчезла вечная "скомканность" сюжетной линии: уже не возникает впечатление, что тебе что-то недосказали, что-то вырезали, а ты должен это додумать. Появилось внимание к деталям – а они очень важны для атмосферности фильмов, без них картинка лубочная. Они качественно и красиво, а некоторые – очень красиво, сняты.

И главное – украинское кино может быть интересным не только кучке страстных фанатов, но и широкому зрителю. Прямо скажем – он охотно потребляет продукт гораздо худшего качества, особенно если его убедить, что это – конфета, и все ее любят.

Каждая из этих лент, а все вместе – тем более, свидетельствует, что украинский кинематограф за пять лет сделал бешеный скачок, пройдя путь, на который конкуренту из-за поребрика – а сравнивать на постсоветском пространстве приходится с ним, ведь дальше только выжженная земля – понадобилось лет двадцать. И как только предоставили возможность, убрав с дороги вечно ужатого упыря, – и украинское кино, хромая и шатаясь от постоянного финансового недоедания, рвануло вперед.

Вспомним 2012-й – "ТойХтоПойшовКрізьВогонь". Далее 2014-й – "Поводырь". Патриотический украинский зритель радовался выходу каждой, но даже эти ленты уже были разными. Первая лента показала, что украинское кино может быть в принципе, вторая – что оно дышит и не сдается, подрастая даже на "голодных харчах". За 5 лет украинского кино было снято больше, чем, наверное, за предыдущие два десятилетия. Оно активно экспериментирует, пробует визуальный инструментарий на вкус и ищет свой собственный стиль – который, похоже, будет пропитан фирменной самоиронией. Наконец мы активно продуцируем свои взгляды и свои истории. И сейчас у нас одновременно в прокате четыре украинские ленты, на которые не стыдно пойти и посоветовать другим, а такого еще не было.

Да, еще будет много попыток и ошибок, будет много откровенного шлака. Это неизбежно, ведь на таком грунте, на километрах испорченной в процессе обучения пленки, прорастают настоящие цветы. И они, судя по тенденциям, так же неизбежно будут, надо только подождать. Поэтому набираемся терпения и готовимся к следующей украинской премьере - ленте "Черкассы". В широком прокате – с 27 февраля.

Ой, кажется, я скатился в патриотический пафос... чтоб его!

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Полтава

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"