Забастовка частных перевозчиков: Почему в Полтаве предстоит переформатирование транспортной системы

Полтавчане требуют от властей расторгнуть договора с частными перевозчиками и как можно быстрее увеличить количество коммунальных троллейбусов и автобусов

Забастовка частных перевозчиков: Почему…

Благодаря секретарю Полтавского горсовета Александру Шамоте и его однопартийцам – социал-демократам – в Полтаве самые низкие тарифы на проезд в общественном транспорте из числа всех городов Украины.

В 2018 году глава СДП Сергей Каплин подал иск в суд с требованием отменить январское повышение платы за проезд в Полтаве (до 5 грн в автобусах и 3 грн в троллейбусах) и вернуть 4 и 2 грн соответственно. Иск был мотивирован тем, что решение о повышении было принято исполкомом с нарушением процедуры. В сентябре 2018-го суд окончательно принял решение в пользу Каплина. А к тому же, при поддержке депутатов от БПП и "Родного города" и Мамая удалось отстранить от мэрской должности. Поэтому самая низкая плата за проезд стала "фишкой" новоизбранного секретаря городского совета и, по совместительству, исполняющего обязанности городского главы Полтавы. К призывам перевозчиков, что по такому тарифу осуществлять перевозки невозможно, поскольку он убыточен, Александр Шамота относился скептически.

В начале декабря 2018 года частные перевозчики решили показать зубы и несколько раз объявляли предупредительные забастовки, что в зимних условиях спровоцировало настоящий паралич города - люди часами ждали на остановках и опаздывали на работу или на учебу. Тогда предпринимателей удалось уговорить вернуться на маршруты и работать за 4 грн, пообещав за это немедленно начать процедуру повышения цен на билеты. Как утверждают сами перевозчики, их попросили не создавать социальное напряжение в преддверии президентских выборов, а вот после выборов, якобы, вопрос повышения тарифов будет решен.

Неделю назад, 8 мая, на заседании исполкома заместитель мэра по вопросам ЖКХ Алексей Чепурко сообщил, что к нему пришли владельцы автобусов и заявили о прекращении обслуживания маршрутов. Он отметил, что через два дня состоится заседание постоянной депутатской комиссии по вопросам градостроительства, архитектуры, развития городского хозяйства, транспорта, развития предпринимательской деятельности, развития города, инвестиций, туризма. На нем частные перевозчики и представители КП "Полтаваавтоэлектротранс" должны предоставить свои расчеты относительно повышения тарифов на перевозки пассажиров: "У меня сейчас завершилась очень сложный разговор с перевозчиками. Они с сегодняшнего дня планировали останавливаться, в частности рейсы на Воронина, Ивонченце, Яковце и Рыбце. Накануне праздников мы договорились, что все таки они еще продолжат ездить, но сколько они будут ездить - я не знаю. Думаю в пятницу будет очень серьезная дискуссия, и мы с вами должны выйти на какое-то консолидированное решение".

В пятницу, 10 мая, в Полтавском горсовете на заседании профильной постоянной депутатской комиссии вопросы функционирования транспортной отрасли города поставили первым в повестке дня. В горсовет пришли перевозчики, депутаты и жители города. Полтавчане, преимущественно из окраин, предъявляли перевозчикам неудовлетворительное техническое состояние автобусов, грубость водителей и несоблюдение графика движения. В ответ перевозчики заявили, что при нынешнем тарифе в размере 4 грн они не обладают средствами для достойных зарплат водителям и содержания транспорта в надлежащем состоянии. Они требовали от депутатов немедленно инициировать процедуру повышения стоимости проезда хотя бы до 5 грн. Впрочем, голосов для принятия данного решения у комиссии не хватило. В результате перевозчики заявили о забастовке с субботы 11 мая. И действительно сдержали слово.

11 мая частные перевозчики, как и обещали накануне, не выпустили на маршруты ни одного автобуса. С утра по городу курсировали только троллейбусы и автобусы коммунального предприятия "Полтаваэлектроавтотранс". Это стало неожиданностью для горожан. На остановках общественного транспорта скопились много людей, которые спешили на работу или учебу. Троллейбусы не справлялись с нагрузкой.

Тем временем депутаты и чиновники утром снова собрались в горсовете, чтобы решить вопрос повышения тарифов и уладить конфликт с частными перевозчиками. Глава профильной депутатской комиссии, руководитель фракции "Самопомич" Дмитрий Сенчакович поставил на голосование предложение о включении в повестку дня двух вопросов об увеличении стоимости проезда в общественном транспорте. Из десяти членов комиссии "за" проголосовали пятеро: Сенчакович, представитель ВО "Свобода" Вадим Ямщиков, депутаты от БПП Юлия Мелкумова и Вячеслав Федоряка и от "Родного Города" Дмитрий Батыгин. Глава фракции СДП Юрий Синяк голосовал против, а представители "Батькивщины" Дмитрий Петров и Олег Белоножко и "Совести Украины" Максим Голдиш и Ирина Климко вообще в очередной раз проигнорировали заседание. Поэтому транспортные вопросы не рассматривались. Алексей Чепурко возложил ответственность за транспортный коллапс на секретаря горсовета и фракцию СДП. На это Шамота ответил, что решение на комиссии принимают 10 депутатов, из них - только один представитель СДП. А в составе исполкома он также один из 13 членов, которые вполне могут без него принять данное решение. Также Александр Шамота отметил, что он принципиально против повышения тарифов на проезд, пока перевозчики не начнут следить за техническим состоянием автобусов, поведением водителей и не будут соблюдать график движения. В итоге, глава комиссии Дмитрий Сенчакович, по просьбе Чепурко, назначил новое заседание на 15 мая. До среды будут пытаться убедить депутатов от "Батькивщины", а возможно и от "Совести Украины", прийти и проголосовать по вопросу повышения платы за проезд в общественном транспорте.

В то же время Александр Шамота призвал перевозчиков 13 мая в понедельник прийти в горсовет и продемонстрировать все составляющие тарифа, а также доказать его обоснованность. Однако кроме руководителя КП "Полтаваэлектротранс" на переговоры к секретарю горсовета никто из перевозчиков не пришел. Шамота заявил о шантаже и сговоре владельцев автобусов с некоторыми должностными лицами Полтавского горсовета.

Тем временем на собрании депутатов Полтавского горсовета было принято решение созвать на 16 мая внеочередную сессию, на которой рассмотрят лишь один вопрос: относительно транспортного коллапса. Впрочем не исключено, что будут обсуждаться и кадровые вопросы.

Полтавчане же довольно спокойно восприняли забастовку частников. Оправившись после первого дня, кое-кто пересел на велосипеды, другие добираются пешком (сколько там той Полтавы). Стоит заметить, что на дорогах появилось гораздо больше автомобилей, что создает заторы на центральных улицах – довольно непривычное для Полтавы явление. Кроме того, водители автомобилей охотно "подбирают" людей на остановках и помогают им добраться до места назначения. Ну и коммунальное предприятие "Полтаваэлектроавтотранс" выпустило на линии все свои резервы троллейбусов и автобусов. Горожане в целом негативно настроены против бастующих и шутят о хорошой возможности приобщиться к здоровому образу жизни. Также люди призывают власти расторгнуть договора на пассажирские перевозки с частниками, и ускорить процесс закупки новых троллейбусов и автобусов для коммунального предприятия.

Фото, видео/ Сергей Колодий

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Полтава

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme